Наметившийся в международных экономических
взаимоотношениях кризис остро поставил вопрос об импортных товарах в России. На
горизонте замаячила угроза дефицита. Однако строительную отрасль эта проблема
фактически обошла стороной. Сегодня можно с уверенностью сказать, что любое
эмбарго на экспорт в Россию строительных материалов не нанесет стройке
ощутимого вреда.
Не смотря на то, что импорт цемента составляет
более 7% от общего потребления, он продолжает сокращаться примерно на 1-2% в
год. А основные поставщики этого материала в Россию – Беларусь, Турция и Иран,
в сумме закрывающие боле 60% импортных поставок. Доля импорта строительного
кирпича не превышает 4% потребления. И хотя он небольшими темпами растет, в
основном импортируется высококачественный облицовочный кирпич, используемый при
строительстве индивидуальных домов высшей ценовой категории. После
краткосрочного резкого роста в начале десятилетия импорт строительного стекла
стабилизировался на 35%. А с вводом новых стеклозаводов стоит ожидать его
сокращения. При этом основными поставщиками, на долю которых приходится более
50%, являются Беларусь и Китай. Фактически Россия не импортирует строительный
металлопрокат. А имеющиеся поставки украинской арматуры легко могут быть
заменены отечественной. Что касается товарного бетона и железобетонных изделий,
то это исключительно локальные продукты и их ввоз в страну может быть отнесен к
разряду курьезов.
Немного выбиваются нерудные материалы, импорт
которых составляет почти 5%, из которых 82% приходится на Украину. Но и здесь
не все так мрачно. Российские производители готовы заполнить возможное выбытие
этих поставок в кратчайшие сроки, если будет решена проблема с доставкой, или
хотя бы отечественные поставщики будут поставлены в одинаковые условия с
зарубежными.
Кроме этого в стране продолжают вводиться новые
заводы по производству цемента, стеновых и теплоизоляционных материалов, ЖБИ,
стекла. Таким образом, можно констатировать, что с точки зрения базовых
строительных материалов российский строительный рынок самодостаточен и
устойчив.
Вместе с этим будущее отечественной
промышленности строительных материалов не выглядит безупречно радужным. «Слабым
звеном» является оборудование для производства этих строительных материалов.
Сегодня оно в основном поставляется из за рубежа.
На долю импортного машиностроения для ПСМ
приходится в среднем 80%. При этом в цементной и кирпичной подотраслях
продукция иностранных машиностроителей наиболее высока – 90%. Чуть меньше
импортозависимость производителей автоклавного газобетона и нерудных
строительных материалов. В наиболее привлекательном состоянии находятся
производители железобетона, до 70% оборудования для заводов ЖБИ производится на
территории Российской Федерации.
В среднем по стране доля импортного
машиностроения составляет не менее 60%. Такое положение не могло не сказаться
на требованиях промышленной безопасности. Поэтому в настоящее время в органах
исполнительной власти Российской Федерации началась проработка вопроса об
импортозамещении именно машиностроительной продукции, в том числе и для
промышленности строительных материалов.
Источник: СМПРО