Строительное машиностроение. Как нам победить импорт

За последние 10 лет в Российской Федерации построено линий по производству цемента более 30 млн тонн в год с использованием современной «сухой» технологии. Практически все эти проекты реализованы на импортном технологическом оборудовании. Уделом же отечественной машиностроительной отрасли остается поставка отдельных узлов и агрегатов для проведения капремонтов или замены существующих старых мощностей.
На первом месте по объему поставок оборудования для новых предприятий находятся немецкие машиностроители. На их долю приходится 45% поставок оборудования, на котором реализованы мощности, способные произвести почти 15 млн тонн цемента в год. Второе  место занимает Дания с 26% долей мощностей, которые позволяют выпустить до 8,5 млн тонн цемента в год. С незначительным отставанием идет Китай. На него приходится 25% поставленного оборудования и 8 млн тонн годовой мощности. Отечественные производители поставили только в 4% оборудования на восстановление ранее существовавших мощностей, создав запас мощности в 1,2 млн тонн цемента в год.
Такое положение во многом объясняется тем, что сегодня ни один из российских машиностроительных заводов не в состоянии полностью укомплектовать цементный завод современным технологическим оборудованием. Структуры, которые занимались данным вопросом в советское время, утрачены, взамен ничего не появилось, и образовавшийся вакуум заполнился импортными поставками. Не лучше ситуация сложилась  и в других отраслях промышленности строительных материалов.
Ярким представителем агрегатора поставок оборудования для российской цементной промышленности является компании FLSmidth (Дания), которая представляет собой научно-инжиниринговый центр, не имеющий собственных машиностроительных мощностей. FLSmidth осуществляет разработку технологии производства в привязке к конкретному случаю и комплектует ее оборудованием других производителей в единый технологический комплекс. Очевидно, что этой компании комфортнее работать с зарубежными поставщиками, с которыми у нее налажены тесные связи и в продукции, которых она уверена.
Похожие схемы работы используют и другие поставщики технологии, различие только в наличии или отсутствии собственных машиностроительных мощностей, позволяющих полностью укомплектовать технологию.
На текущий момент самую низкую долю импортных поставок машиностроительной продукции в ПСМ демонстрирует отрасль ЖБИ. Использование отечественного  оборудования при строительстве современных заводов ЖБИ составляет от 40% до 90% в зависимости от пожеланий заказчика, тогда как в среднем по промышленности стройматериалов не более 20%.
Такое положение во многом объясняется сохранением не только потенциала российских машиностроительных заводов, но самое главное, созданием отечественных  инжиниринговых центров, осуществляющих как поставку оборудования, так и дальнейшее сопровождение, научно-техническую поддержку и обслуживание оборудования и технологии производства продукции.
Нашей стране ничего не мешает распространить этот успешный опыт и на другие отрасли ПСМ. Создать несколько таких компаний, которые по отраслевому признаку будут объединять, поддерживать  и развивать научно-технический, технологический и проектный потенциал отечественного машиностроения для промышленности строительных материалов. В свете возможного дальнейшего ужесточения санкций западных стран возрастает риск утраты возможности импортных поставок европейских технологий и комплектующих к оборудованию. По нашему мнению, российскому бизнесу необходимо, заручившись поддержкой профильных государственных структур, инициировать процесс импортозамещения, восстановления потенциала отечественного машиностроения для производителей стройматериалов.
Автор: генеральный директор СМПРО Анатолий Кабанов

Источник: СМПРО