За последние 10 лет в Российской Федерации
построено линий по производству цемента более 30 млн тонн в год с
использованием современной «сухой» технологии. Практически все эти проекты
реализованы на импортном технологическом оборудовании. Уделом же отечественной
машиностроительной отрасли остается поставка отдельных узлов и агрегатов для
проведения капремонтов или замены существующих старых мощностей.
На первом месте по объему поставок оборудования
для новых предприятий находятся немецкие машиностроители. На их долю приходится
45% поставок оборудования, на котором реализованы мощности, способные
произвести почти 15 млн тонн цемента в год. Второе место занимает Дания с
26% долей мощностей, которые позволяют выпустить до 8,5 млн тонн цемента в год.
С незначительным отставанием идет Китай. На него приходится 25% поставленного
оборудования и 8 млн тонн годовой мощности. Отечественные производители
поставили только в 4% оборудования на восстановление ранее существовавших
мощностей, создав запас мощности в 1,2 млн тонн цемента в год.
Такое положение во многом объясняется тем, что
сегодня ни один из российских машиностроительных заводов не в состоянии
полностью укомплектовать цементный завод современным технологическим
оборудованием. Структуры, которые занимались данным вопросом в советское время,
утрачены, взамен ничего не появилось, и образовавшийся вакуум заполнился
импортными поставками. Не лучше ситуация сложилась и в других отраслях
промышленности строительных материалов.
Ярким представителем агрегатора поставок
оборудования для российской цементной промышленности является компании FLSmidth
(Дания), которая представляет собой научно-инжиниринговый центр, не имеющий
собственных машиностроительных мощностей. FLSmidth осуществляет разработку
технологии производства в привязке к конкретному случаю и комплектует ее
оборудованием других производителей в единый технологический комплекс.
Очевидно, что этой компании комфортнее работать с зарубежными поставщиками, с
которыми у нее налажены тесные связи и в продукции, которых она уверена.
Похожие схемы работы используют и другие
поставщики технологии, различие только в наличии или отсутствии собственных
машиностроительных мощностей, позволяющих полностью укомплектовать технологию.
На текущий момент самую низкую долю импортных
поставок машиностроительной продукции в ПСМ демонстрирует отрасль ЖБИ.
Использование отечественного оборудования при строительстве современных
заводов ЖБИ составляет от 40% до 90% в зависимости от пожеланий заказчика,
тогда как в среднем по промышленности стройматериалов не более 20%.
Такое положение во многом объясняется сохранением
не только потенциала российских машиностроительных заводов, но самое главное,
созданием отечественных инжиниринговых центров, осуществляющих как
поставку оборудования, так и дальнейшее сопровождение, научно-техническую
поддержку и обслуживание оборудования и технологии производства продукции.
Нашей стране ничего не мешает распространить этот
успешный опыт и на другие отрасли ПСМ. Создать несколько таких компаний,
которые по отраслевому признаку будут объединять, поддерживать и
развивать научно-технический, технологический и проектный потенциал
отечественного машиностроения для промышленности строительных материалов. В
свете возможного дальнейшего ужесточения санкций западных стран возрастает риск
утраты возможности импортных поставок европейских технологий и комплектующих к
оборудованию. По нашему мнению, российскому бизнесу необходимо, заручившись
поддержкой профильных государственных структур, инициировать процесс
импортозамещения, восстановления потенциала отечественного машиностроения для
производителей стройматериалов.
Автор: генеральный директор СМПРО
Анатолий Кабанов
Источник: СМПРО