Каменный уголь... Продукт, добываемый из недр нашей планеты. Казалось бы, что в нем необычного? А ведь это послание современным людям из глубины тысячелетий. Всмотритесь в его блестящие грани — и вы увидите свет и тьму зарождающейся планеты. Нашей с вами маленькой планеты. К сожалению, человек не придумал иного эффективного способа использования каменного угля, как только добыть его, сжечь и получить электроэнергию.Каждая тонна угля имеет свою цену. Но каждая тысяча тонн угля стоит одной жизни шахтера. А ведь человеческая жизнь бесценна! Так не пора ли направить мировые ресурсы на создание экологически чистых источников энергии, которые позволят закрыть угольные шахты, разровнять терриконы и сделать жизнь людей более счастливой? Однако пока мировая экономика настроена на одну волну: добывать как можно больше угля.
Мировые тренды
Уже очевидно, что энергетические ресурсы нашей планеты исчерпаемы. Полагают, чтозапасов нефти хватит примерно на 40 лет, а природного газа — на 65 лет. И только запасы каменного угля позволят получать энергию примерно 400 лет.
В то же время мировое потребление энергии неуклонно возрастает. По Сценарию новых стратегий (World Energy Outlook-2012) от International Energy Agency (IEA), мировой спрос на энергоресурсы увеличится более чем на треть за период до 2035 года, причем 60%этого роста придется на Китай, Индию и Ближний Восток.
Одновременно мировой рынок энергоносителей подвержен влиянию многочисленных взаимосвязанных факторов. Это и торможение мировой экономики, и усиление напряженности в «дуге нестабильности», и ценовое давление американского сланцевого газа, и даже климатические катаклизмы. Все эти разновекторные факторы оказывают существенное влияние на конъюнктуру мирового рынка энергоносителей.
Причем взаимовлияния между рынками и ценами на различные виды топливаусиливаются. Согласно оценке IEA, если взять за базу минимальную цену американского газа в 2012 г., то она составляет 20% от уровня импортных цен в Европе и 12,5% — в Японии. В результате под давлением дешевого газа на рынке США американский уголь, в свою очередь, будет оказывать давление на рынок газа Европы.
В структуре мирового экспорта энергоносителей уголь (код 2701) уверенно занимаетчетвертое место с долей 3,9% (2012) в стоимостном измерении после сырой нефти(50,6%), нефтепродуктов (29,8%) и природного газа (12,7%) (International Trade Centre — ITC).
Динамика его мирового экспорта в 2008-2012 характеризуется повышательным трендом, что свидетельствует о его непреходящей востребованности мировой промышленностью. За это время стоимость экспорта угля увеличилась с 94,8 до 128,8 млрд USD, или на 35,8%, а доля данного товара в мировом экспорте колебалась в диапазоне от 3,4до 4,7% (USD).
Основными игроками мирового рынка угля являются Индонезия, Австралия, Россия,США и ЮАР. На долю этих пяти стран в 2012 г. пришлось 79,5% мирового экспорта угля в тоннаже. О высокой концентрации угольного бизнеса свидетельствует то, что на долю первых десяти стран-экспортеров из 95 приходится 94,6% экспортных поставок данного товара.
Украина в экспортном угольном рейтинге-2012 занимает достаточно почетное 15 местос долей в 0,49%. Компания у нашей страны весьма приятная. Это Польша (0,56%) на 14 месте и Чехия (0,43%) на 16 месте.
Впечатляет картина мирового импорта угля. Среди покупателей данного товара в 2012 — 163 страны. Крупнейшие из них — Китай, Япония, Республика Корея и Индия, суммарная доля которых составляет 57,8% в тоннаже. Следует отметить, что на 20 крупнейших покупателей приходится 91,5% мировых закупок угля. Украина в данном рейтинге находится на 16 месте с долей 1,3%.
На 15 месте — крупнейшая страна Латинской Америки Бразилия (1,5%), а на 17-м — один из азиатских тигров — Гонконг (1,1%). Индикатором темпов развития экономики страны является потребление энергоносителей, в частности угля. К примеру, за период с 2008 по 2012 гг. импорт угля Китаем увеличился в 5,8 раза в тоннаже, Малайзией — в 2,5 раза, Индией — в 2,1 раза и Таиландом — в два раза.
Наш аналитик считает:
IEA (WEO-2012) полагает, что определяющая тенденция потребления угля в мире зависит от эффективности мер по использованию энергоносителей с минимальными выбросами, применения более эффективных технологий сжигания угля, а также технологий CCS (Carbon capture and storage).
Решающим в этом контексте будет энергетическая политика Китая и Индии, поскольку на эти страны приходится почти три четверти прогнозируемого роста спроса на уголь вне стран ОЭСР. Спрос на уголь в Китае достигнет максимума примерно к 2020 году и затем останется неизменным вплоть до 2035. Потребление в Индии будет увеличиваться до 2025, когда она перегонит США — второго в мировом рейтинге потребителей угля.
Аналитики British Petroleum (BP) в целом солидарны с прогнозами IEA касательно места угля на мировом рынке. Отмечается (ВР: прогноз развития мировой энергетики до 2030, январь 2013), что потребление угля в странах ОЭСР будет снижаться (на 0,8% в год в 2011-2030 гг.). Однако оно увеличится в странах, не входящих в ОЭСР, на 1,9% в год.
Лидерами мирового потребления угля будут Китай (52% мирового потребления) и Индия (12%). Наряду с этим прогнозируется, что Китай будет переориентировать экономику страны на большую эффективность и отказ от угля. Вследствие этогоувеличение спроса на уголь в Китае будет замедляться с 9% в год (2000-2010) до 3,5% (2011-2019) и до 0,4% в 2020-2030. Предполагается, что в мировом измерении предложение угля на рынке в 2011-2030. будет увеличиваться на 1% в год. При этом сокращение его предложения в странах ОЭСР будет компенсироваться повышением предложения в странах, не входящих в ОЭСР.
Вследствие стремления мировой экономики к энергетической эффективности доля угля в балансе топлива, используемого для производства электроэнергии, по прогнозу ВР,снизится с 44% в 2020 до 39% в 2030. При этом рост мирового потребления угляв электроэнергетике уменьшится с 3,6% в год (2000-2010) до 2,4% в год (2011-2020) и до 0,4% в год после 2020 г.
Конечно, аналитики ВР не оставили без внимания и экологические аспекты энергетики. Отмечается, что выбросы углерода в результате использования энергоносителей растут и увеличатся на 26% за период с 2011 по 2030, или на 1,2% в год. Вследствие этого ожидается ужесточение политики в отношении климата планеты. Ибо выбросы в атмосферу остаются значительно выше уровня, необходимого для стабилизации концентрации парниковых газов.
Понижательный тренд мирового рынка угля прогнозирует и американская компанияExxonMobil в исследовании The Outlook for Energy: A View to 2040. По ее оценке, в течение 2010-2040 среднее ежегодное уменьшение потребления данного топлива составит 0,1% (Quadrillion BTUs) в год. В региональном разрезе, кроме Африки, повсеместно ожидается уменьшение использования угля при выработке энергии (табл. 1).
Таблица 1
Противоречивая угольная Украина
Итак, чем отвечает Украина на мировые угольные тенденции? Анализ статистических данных за 2010-2012 свидетельствует о внешнем благополучии на украинском рынке угля (табл. 2). При этом производство готового угля увеличилось на 18,9%, а видимое потребление — на 21,5%.
Однако под давлением спада в отечественной экономике в текущем году по итогам полугодия производство готового угля уменьшилось на 4,7%, а видимое потребление — на 7,8% против АППГ. Последнее компенсируется поставками украинского угля на экспорт(+14,2%). По всей видимости, по итогам 2013 угольной отрасли Украины не удастся по объемам производства готового угля выйти на уровень предыдущего года.
Таблица 2
В тоже время по добыче угля наша страна существенно отстает от базовых показателей, заявленных в Энергетической стратегии Украины на период до 2030 от 15.03.2006 (табл. 1). Однако выполняет план по импорту и перевыполняет показатели по экспорту.
Сопоставление динамики помесячной динамики добычи угля, производства готового угля и электроэнергии свидетельствует о нестабильности функционирования украинской энергетики (рис. 1). Понижательный тренд, который имеет место последние девять месяцев, является результатом не только слабости энергопотребляющих отраслей украинской экономики, но и необустроенности украинского рынка угля.
Неустойчивостью характеризуется также украинский экспорт и импорт угля (рис. 2). Причины этого находятся как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Налицо изменчивость конъюнктуры мирового рынка угля вследствие понижательного ценового тренда, обусловленного стабилизацией мировой экономики на пониженном уровне. И в ближайшие 3-5 лет кардинальное улучшение ситуации в мировой экономике маловероятно.
Поскольку импорт Украиной угля большей частью направлен обслуживать ориентированную на экспорт черную металлургию, то и в данном сегменте ситуация достаточно минорная. Тем более, что КМУ начал регулировать импорт кокса и коксующегося угля. К чему может привести такая политика, видно на примере регулирования экспорта ломов черных металлов.
Куда движется угольная Украина?
Однако глобальная проблема находится не в состоянии мировой экономики, а в отсутствии у украинских менеджеров понимания, как реформировать угольную отрасль страны.
Повсеместное озвучивание таких проблем, как устарелый морально и физически изношенный шахтный фонд, высокая себестоимость угля, дотационность отрасли, отсутствие электронной торговой биржи и рыночного механизма ценообразования, диспаритет цен в координатах уголь/оборудование, убыточность шахт и потенциальная безработица в случае закрытия шахт, так называемые «копанки» никоим образом не находят практического решения.
Выполняется ли, а если нет, то по каким причинам, Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 от 15.03.2006 остается без должного аналитического анализа не только в среде угольщиков, но и во властных коридорах и СМИ.
Вынесенная на обсуждение Обновленная Энергетическая стратегия Украины (ОЭСУ) на период до 2030 года (вариант от 7 июня 2012) предполагает в результате реализации комплекса мероприятий достигнуть следующих основных результатов:
— обеспечение увеличивающегося спроса на электроэнергию за счет срочной модернизации ТЭС ...;
— увеличение добычи газа до 40-45 млрд куб. м в год...;
— увеличение экономически эффективной добычи энергетического угля объемомдо 75 млн т в год и коксующегося до 40 млн т в год ...;
— существенное сокращение государственных затрат и приостановка субсидирования отраслей...;
— внедрение комплексных программ увеличения энергетической эффективности ...;
— привлечение необходимых инвестиций ...
С одной стороны, разработчики ОЭСУ в своих прогнозах опираются на постулат о росте энергопотребления одновременно с ростом ВВП нашей страны на период до 2030. С другой стороны, констатируется высокая энергоемкость ВВП Украины. Показано, что если у Польши, Румынии, Финляндии, Чехии и США энергоемкость ВВП колеблется в диапазоне 0,19-0,22 т у.т. на 1000 USD ВВП, то у Украины в 2010. этот показатель составлял 0,55, или в 2,5-2,8 раза больше. Между прочим, у России данный показатель находится на уровне 0,44.
Политика руководства Украины, направленная на замещение природного газа при получении электроэнергии на каменный уголь, привела в 2011 к увеличению доли угля в Энергетическом балансе до 32,7% против 28,2% в 2010 г. /ГССУ/. В ОЭСУ прогнозируется, что доля угля к 2030 в Энергетическом балансе нашей страны (базовый вариант) возрастет в 1,7 раза против уровня 2010 г.
Как следует из IEA World Energy Outlook-2012, в 2011 году основные игроки мирового энергетического рынка озвучили новые меры, направленные на повышение своей энергоэффективности. В частности, Китай намерен сократить энергоемкость на 16%к 2015, США приняли новые стандарты по экономии топлива, ЕС обязался уменьшить потребление энергоресурсов к 2020 на 20%, а Япония намерена сократить потребление электроэнергии на 10% к 2030.
Неугомонного аналитика интересует:
На повестке дня мировой энергетики проблема глобального потепления. Аналитики IEA отмечают, что в варианте ограничения потепления 2 0С без масштабного применения технологий сбора и хранения СО2 (CCS) мировая энергетика до 2050 г. сможет потребить не более, чем одну треть доказанных мировых запасов углеводородов. При этом определено, что почти две трети выбросов СО2 приходится на долю угля, 22% — на долю нефти и 15% — на долю газа.
Отмечается, что с точки зрения экологии уголь является наиболее загрязняющим окружающую среду ископаемым топливом /Асланян Г.С. Экологически Чистые Угольные Технологии. Центр энергетической политики, М., 2004, с.66 /. При этом необходимо учитывать следующие факторы.
Во-первых, уголь содержит различные примеси, минеральные компоненты, серу,
азот, металлы (мышьяк, кадмий, хром, медь, ртуть, никель, свинец, цинк).
Во-вторых, при сгорании угля выделяются сернистые и азотистые оксиды, металлы, летучие частицы (зола и пыль), и наконец, наибольшее по сравнению с другими видами топлива количество СО2 на единицу произведенной энергии.
В-третьих, попадающие в атмосферу оксиды серы и азота окисляются до своих высших оксидов. Последние, взаимодействуя с водяным паром, образуют мельчайшие капли серной и азотной кислот. Это приводит к выпадению кислотных дождей, наносящих огромный вред растениям и животным, зданиям, памятникам культуры и архитектуры.
В-четвертых, после сжигания из топливных агрегатов удаляют твердые отходы в виде шлака, содержащие гамму металлов.
В-пятых, отходы из фильтрующих и очистительных систем, устанавливаемых на топливных агрегатах.
Таким образом, совершенно не логичным является увеличение доли угля в энергетическом балансе Украины. Альтернатива — повсеместное внедрение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности экономики. От домохозяйств до крупных холдингов.
Это один аспект. Одновременно государство должно стимулировать развитие альтернативного бизнеса в убыточных шахтерских поселках. Именно альтернативный бизнес, а не легализация «копанок». Ибо только в таком формате могут быть созданы условия для выведения из эксплуатации и консервации неперспективных шахт и оздоровления среды обитания населения.